О расизме зоозащитников

О расизме зоозащитников: воображаемом и реальном

О РАСИЗМЕ ЗООЗАЩИТНИКОВ: РЕАЛЬНОМ И ВООБРАЖАЕМОМ

20 марта в СМИ появилась новость: известная защитница животных Бриджит Бардо обвиняется в расистских высказываниях в адрес жителей острова Реюньон:

> В своем письме, которое во вторник получила пресса Реюньона, актриса осуждала «варварское» обращение с животными, которое, по ее сведениям, практикуют местные жители. В частности, Бардо упомянула отрубание голов у коз и козлов во время индуистских праздников, демонстрирующее «пережитки каннибализма прошлых веков». По ее словам, жители острова являются «выродившимся народом», который все еще зависит от обычаев предков и дикарских традиций.
Префект Реюньона Амори де Сен-Кантен уже в среду утром направил жалобу на актрису в прокуратуру парижского пригорода Сен-Дени. В иске адресованные островитянам слова названы «оскорбительными и расистскими». [1]

Поступок Бардо успели осудить все, включая её же зоозащитный фонд, и он действительно достоин осуждения.

Даже если отбросить все оскорбительные эпитеты, суть претензии останется расистской: Бардо подвергает жесткой критике именно те традиции эксплуатации животных, которые практикуются в культуре, отличной от культуры европейцев.

Но ведь в европейских странах, как и в любом другом населенном уголке земли, животные повсеместно жестоко эксплуатируются и убиваются без необходимости.
В чём разница между убийством животных в “дикарском” религиозном ритуале и убийством животных на европейской бойне? Нет никакой разницы! Все эти убийства совершены без необходимости и все они аморальны. Выделять одни как “варварские”, а другие считать более цивилизованными просто по факту принадлежности к европейской культуре — это чистой воды белое превосходство.

В зоозащитном движении широко распространены расизм и ксенофобия. Все узконаправленные акции, критикующие традиции эксплуатации животных в других странах и культурах базируются на расизме и продвигают расизм. Вот почему к протесту против праздника курбан-байрам присоединяются люди, которые сами употребляют в пищу баранов и носят дубленки из их кожи.
Кампании против собачьего мяса и кампании против убийства дельфинов неизбежно продвигают расизм против китайцев, корейцев и японцев. Под подобными постами и статьями пишут десятки комментариев, наполненных ненавистью и ксенофобией. Причем пишут их люди, которые трижды в день потребляют продукты насилия над животными.

В то же время широкая веганская агитация тоже подвергается критике за расизм и неоколониализм со стороны интерсекциональных феминисток и других защитников идей мультикультурализма.

По мнению критиков, мы не имеем морального права говорить, что все люди должны перейти на веганство, потому что это дискриминирует жителей и жительниц стран и регионов, пострадавших от колонизации — захвата земель, порабощения, экономической эксплуатации со стороны развитых стран. Население этих стран и регионов нуждается в сохранении своей культуры, частью которой являются традиции эксплуатации животных и употребления их в пищу. Кроме того, население там преимущественно бедное и не имеет доступа к широкому ассортименту веганских продуктов, что якобы делает веганскую агитацию еще и классистской.

Веганок даже обвиняют в том, что бедные страны страдают от подорожания традиционных для них продуктов питания, которые якобы полюбились веган(к)ам в развитых странах, и в обезлесивании Южной Америки из-за роста популярности сои. [2]

С этой критикой мы не согласны. 

Если мы рассматриваем животных как чувствующих существ, имеющих свои интересы, нас не должно волновать, что в некой маргинализованной культуре принято эксплуатировать их определенным образом. Мы не станем защищать традиционные практики, если они включают в себя насилие, такие как женское обрезание или детские браки. Делать исключение для насилия над животными — это спесишизм. Традиция не является оправданием для насилия.

В некоторых регионах веганство действительно пока недоступно. Делает ли это веганскую агитацию расистской или классистской? Конечно, нет. Рост популярности веганства неизбежно будет делать его всё более доступным, не говоря уже о том, что дешевые питательные растительные продукты, такие как бобовые и крупы, доступны большинству населения земли. К тому же, веганская агитация сосредоточена на людях, которые уже сейчас могут перейти на веганство, но не делают этого, оправдывая себя в том числе тем, что кому-то, например, народам крайнего севера, веганство недоступно до сих пор.
Как-то нас назвали “белыми гетерофеминистками” за критику в адрес одной популярной феминистки, отказавшейся от веганства. Ирония истории в том, что обсуждаемая персона как раз и была белой не бедной гетеросексуалкой из большого города. На самом деле подавляющая часть такой критики исходит от людей, которые имеют все возможности перейти на веганство, но предпочитают не делать этого.

И совсем уж несостоятельными мы находим обвинения в неоколониализме веганок и веганов, якобы повышающих цены на традиционную еду в бедных странах и обезлесивающих Южную Америку.
Согласно опросам, в США всего лишь около 0,5% населения называет себя веганами [3].При этом киноа является популярным продуктом среди людей, придерживающихся здорового образа жизни, которых намного больше. Обвинения в адрес веганского движения выглядят мягко говоря натянуто. К тому же, что мешает вам отказаться от киноа?

С соей ситуация ещё ироничнее. 80% сои выращивается на корм для сельскохозяйственных животных [4]. БОльшая часть корма для животных выращивается в странах, где дети до сих пор голодают, а животных, откормленных этими растениями, едят люди из развитых стран [5]. Спрашивается, кого тут еще надо критиковать за неоколониализм?

Такая критика изобилует грубыми фактическими ошибками. Активистки говорят нам, что их заботят в первую очередь люди, но игнорируют всю неудобную для их позиции информацию.

Резюмируем.
Пожалуйста, избегайте расистской и ксенофобной агитации. Она оскорбительна и никогда не будет эффективна. Она сеет ненависть и непонимание. Убийство собак для мяса в Китае или жертвоприношение на курбан-байрам — это такое же насилие над животными, как употребление или использование любых продуктов эксплуатации животных.
Любая эксплуатация животных несправедлива. Осуждайте всю эксплуатацию и не выделяйте те ее виды, которые задевают лично вас; занимайтесь творческой ненасильственной веганской агитацией. Только рост количества веганок и веганов дает животным шанс на прекращение их эксплуатации.

И не поддавайтесь спесишистским уловкам. Любая дискриминация подразумевает насилие и несправедливость. Расизм, сексизм, спесишизм, гомофобия и любые другие. Выступая против одной, мы должны отказаться от них всех. Борьба с одним видом дискриминации не оправдывает участия в другом её виде. 

[1] https://ria.ru/20190320/1551965355.html?
[2] https://www.theguardian.com/commentisfree/2013/jan/16/vegans-stomach-unpalatable-truth-quinoah
[3] https://en.wikipedia.org/wiki/Vegetarianism_by_countr..
[4] https://globalforestatlas.yale.edu/amazon/land-use/soy
[5] http://comfortablyunaware.com/blog/the-world-hunger-f..