Веганство и насекомые
Существуют ли веганки, которые едят мёд? А кармин? Одеваются в одежду из шелка? Используют другие продукты эксплуатации насекомых?
Нет. Они могут называть себя веганками, но не являются ими, поскольку, согласно общепринятому определению веганства, оно исключает потребление любых продуктов эксплуатации любых животных, если это практически возможно. Насекомые относятся к царству животных. Они не растения и не грибы, не вирусы и не бактерии.
Что же плохого в эксплуатации животных? Зачем от нее отказываться?
У разных веганок на то могут быть разные причины и соображения. Например, теория прав животных требует отказа от эксплуатации всех чувствующих существ. Она предполагает, что существо, обладающее способностью воспринимать окружающий мир при помощи органов чувств и формировать субъективное его осознание, имеет по крайней мере два интереса: избегать страданий и сохранить собственную жизнь. Используя животных в качестве ресурсов, мы неизбежно и совершенно рутинно причиняем чувствующим животным ужасающие страдания и убиваем их буквально триллионами. Причем в подавляющем большинстве случаев в этой эксплуатации нет вообще никакой необходимости. Мы делаем это просто потому что нам вкусно, комфортно и привычно.
Хорошо, в способности чувствовать млекопитающих, птиц, рыб и многих других животных сомневаться не приходится. Но насекомые — это другое, разве нет?
Если честно, то мы не знаем. Никто не знает. На сегодняшний день научное сообщество не пришло к консенсусу относительно способности чувствовать у насекомых и некоторых других животных, например, двустворчатых моллюсков.
Но мы считаем правильным и справедливым отказаться от эксплуатации этих животных по крайней мере до тех пор, пока не будем точно уверены в отсутствии у них способности чувствовать и, следовательно, интересов, которые мы могли бы нарушить.
А что если в будущем мы получим неоспоримые доказательства, что насекомые ничего не чувствуют? Что если мы будем точно знать, что они просто реагируют на раздражители подобно растениям?
Если насекомые ничего не чувствуют, тогда они просто не могут быть наделены той моральной ценностью, признания которой мы требуем для чувствующих животных. У них просто нет интересов, которые мы могли бы нарушить и которые, соответственно, должны были бы защитить при помощи прав. Мы не можем обладать перед ними прямыми моральными обязательствами. Если насекомые ничего не чувствуют, тогда с точки зрения этики они действительно ничем не отличаются от растений или камней.
Значит ли это, что мы тут же побежим есть мёд и устриц?
Нет. Но обосновать моральное обязательство отказа от эксплуатации насекомых будет значительно сложнее.
Например, можно сказать, что участие в эксплуатации насекомых сделает нас более толерантными к эксплуатации тех животных, которые несомненно способны чувствовать. Но несмотря на то, что такой аргумент призывает к отмене эксплуатации насекомых, он все же не является обоснованием морального обязательства перед самими насекомыми. Это обязательство перед чувствующими животными, к эксплуатации которых мы можем стать более терпимы. Согласно такому аргументу, мы должны прекратить эксплуатацию насекомых не ради самих насекомых, а ради других животных.
Значит мы теперь должны жить с тараканами и клопами?
Нет, не значит. Мы не должны разводить и эксплуатировать их, но если у нас дома завелись вредители, жить с ними и подвергать опасности свое здоровье — весьма сомнительная альтернатива. Веганство, как и теория прав животных, не подразумевают абсолютного отказа от причинения вреда другим животным. Если речь заходит о нашей безопасности, мы можем прибегнуть к насилию, чтобы защитить себя и других. Теория прав животных не помешает мне применить насилие в отношении напавшего на меня хищника. Точно так же права человека не помешают мне применить насилие, если моей жизни будете угрожать вы. Разумеется, мы должны сделать все возможное, чтобы объемы этого насилия были минимальны.
Подводя итог, надо сказать, что существует очень мало этических вопросов, в которых мы можем провести четкие и ясные границы. Мы не можем быть уверены абсолютно во всем. Но наша неуверенность относительно способности чувствовать у насекомых и некоторых других животных не может служить оправданием эксплуатации тех животных, в способности чувствовать которых сегодня не сомневается никто. Озвученная в XVII веке теория Рене Декарта, согласно которой отличные от людей животные не способны чувствовать, поскольку являются не более чем механизмами, неотличимыми от часов или смартфона, стоит в одном ряду с теорией о плоской Земле и прочими антинаучными заблуждениями.
Если вы еще не перешли на веганство, не позволяйте антинаучным, нелогичным и попросту абсурдным аргументам стать препятствием в вашем поиске справедливости. В глубине души мы все знаем, что бессмысленное насилие над уязвимыми — это неправильно. Мы не должны искать извращенных попыток рационализировать и оправдать пытки и убийства животных. Никаких оправданий здесь нет. Куда проще будет перейти на веганство прямо сейчас. Это легко. Это безопасно для вашего здоровья. Это крайне важно для решения проблемы экологического кризиса.
Но самое главное — это справедливо. Пожалуйста, переходите на веганство. Это меньшее, что мы должны сделать для других животных.