Как вы определяете, кто может иметь права? У насекомых есть права?
Я определяю это по способности чувствовать, так как утверждаю, что чувствующие существа имеют интересы и обладание ими является необходимым условием для участия в моральном сообществе. Способны ли насекомые чувствовать? Являются ли они сознательными разумными существами, способными испытывать боль и удовольствие? Я не знаю. Но моё незнание, где в точности провести эту линию, или затруднение провести её не освобождают меня от обязательства сделать это и не позволяют мне использовать животных как угодно. Хотя я могу и не знать, способны ли насекомые чувствовать, я точно знаю, что коровы, свиньи, цыплята, шимпанзе, лошади, олени, собаки, кошки и мыши способны. Более того, сейчас общепризнано, что и рыбы способны чувствовать. Поэтому факт того, что я не знаю, способны ли насекомые чувствовать, не освобождает меня от морального обязательства в отношении животных, о способности чувствовать которых мне доподлинно известно.
Как правило, этот вопрос призван продемонстрировать, что если мы не знаем, как в точности определить участие в моральном сообществе, или затрудняемся сделать это, тогда мы не должны определять его никак. Такие рассуждения несостоятельны. Рассмотрим следующий пример. Существует множество разногласий относительно сферы охвата и степени прав человека. Одни люди утверждают, что здравоохранение и образование являются фундаментальными правами, которыми цивилизованное государство должно наделить всех; другие — что здравоохранение и образование являются товарами, как и всё остальное, что не является субъектом права, и люди должны платить за них. Но я полагаю, что вне зависимости от наших разногласий о правах человека — как бы мы не колебались относительно точности их определения — мы все, несомненно, согласимся, что, например, геноцид аморален. Мы не говорим, что уничтожать целые народы морально приемлемо из-за разногласий относительно права людей на здравоохранение. Аналогичным образом наша неуверенность или разногласие относительно способности муравьев чувствовать не являются разрешением игнорировать интересы шимпанзе, коров, свиней, цыплят или других животных, о способности чувствовать которых нам хорошо известно.
Gary L. Francione
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!